Аэропорт на деньги благотворителей построят в селе Аксуат ВКО

В селе Аксуат Тарбагатайского района Восточно-Казахстанской области общественный фонд планирует построить аэропорт, который будет принимать авиарейсы из Усть-Каменогорска, Семея, Нур-Султана и Алматы, передает.

Нас заинтересовала эта информация, ведь авиационный объект будет возводиться за счет средств организации, занимающейся благотворительностью. Необычен и сам факт того, что аэропорт появится не в городе, а в сельской местности. За ответами на возникшие вопросы мы обратились к меценату из Восточного Казахстана Дулату Тастекееву.

– Дулат Турсынович, действительно ли ваш фонд намерен осуществить проект строительства аэропорта в Аксуате?

– Да, есть такие планы, и они на самом деле будут реализованы в форме государственно-частного партнерства. Но сразу подчерк­ну: зарабатывать на этом мы не планируем. Это благое дело для удобства жителей нашего района, который находится в отдалении от крупных центров области и республики. Также я бы хотел сразу прояснить насчет статуса проекта. Дело в том, что ранее в приграничном селе уже существовал районный аэродром с аэровокзалом, который успешно функционировал до 1992 года. Но после распада Союза он прекратил свое сущест­вование. На данный момент там и здания аэровокзала как такового уже нет. Сохранилась лишь взлетно-посадочная полоса, рассчитанная на обслуживание таких самолетов, как Ан-2, Ан-24 и Як-40. Но и она в плохом состоянии. Начинать приходится, по сути, с нуля: нужно восстановить взлетно-посадочную полосу, построить здания терминала, аварийно-спасательных и технических служб, служебно-бытовые помещения, проложить системы электро-, водо- и теп­лоснабжения и канализации. Поэтому это по факту все-таки строительство нового аэропорта, а не восстановление старого, как можно было бы поду­мать.

– Как появилась эта идея?

– Как только в марте текущего года мы закончили строительство мечети в городе Семее, появилась задумка взяться за новый полезный для малой родины проект. Мы нашли нынешнего собственника аэродрома и договорились с ним о передаче земли. Затем были переговоры с местными властями, которые поддержали наши планы и по­обещали оказать помощь.

– Вы говорите, что идея ваша, но воплощается она в форме ГЧП. То есть в проекте участвует государство?

– Так и есть. Недавно мы наняли опытных специалистов, которые занимаются проектированием таких объектов. Совместно с турецкой компанией они разрабатывали проект нового аэропорта в Туркестане. Вместе с ними мы сделали предварительные расчеты. Учитывая современные требования к аэродромам, пришли к выводу, что все работы потребуют суммы в пределах 3 миллиардов тенге. Исходя из своих возможностей, а также учитывая, что весь процесс займет около трех лет, мы решили выделить на реализацию проекта миллиард тенге. Но нужно еще два. Поэтому мы предложили акимату Восточно-Казахстанской области сотрудничество в форме ГЧП. Глава региона Даниал Ахметов ответил согласием.
Хочу отметить, что Восточно-Казахстанская область сейчас динамично развивается, по всему региону ведется широкомасштабное строительство различных социальных и инфраструктурных объектов: новых жилых микрорайонов, школ, больниц, медицинских и спортивно-оздоровительных цент­ров, котельных, дорог. Причем большое внимание уделяется развитию бывших райцентров, отдаленных и приграничных территорий. Даниал Кенжетаевич запустил специальные прог­раммы, которые среди прочего включают в себя задачи по восстановлению и строительству водопроводов и других систем жизнеобеспечения, а также нового жилья для привлечения различных специалистов. Поэтому, я полагаю, наш проект пришелся очень кстати.

– Как далеко вы продвинулись в его реализации?

– Мы уже приступили к выбору площадки для строительства аэровокзала и согласованию с различными уполномоченными органами и организациями. Это займет около двух месяцев. Поскольку на аэродром, который включает в себя взлетно-посадочную полосу, стоянку для самолетов, рулежную дорожку и перрон, не имеется действующего сертификата, нам потребуется заново разработать технико-экономическое обоснование. Затем последует госэкспертиза, которая займет еще пару месяцев, и в случае положительного заключения начнется подготовка рабочего проекта. На это отведено 5–6 месяцев. Затем уже рабочий проект будет направлен на госэкспертизу.
Помимо этого нужно будет провести различные изыскательские работы на участке для строительства с учетом перспектив развития и удлинения взлетно-посадочной полосы с 1,5 до 2,2 километра (под самолеты типа Bombardier Dash 8-Q400, CRJ-200 и др. – Прим. авт.). Мы надеемся, что вся работа с документами пройдет быстро, тем более что органы государственной власти нас поддерживают. По плану мы должны приступить к строительным работам во второй половине следующего года.

– Сама по себе мысль о строи­тельстве нового аэропорта для сельской местности не­обычна. Мы по-другому представляли себе нужды села. Поэтому возникает резонный вопрос: есть ли на самом деле необходимость в этом объекте?

– Однозначно да. Это приграничный и самый отдаленный от областного центра и крупных населенных пунктов области регион. Посмотрите на карту – и вам все станет понятно. В Тарбагатайском районе нет железнодорожного сообщения. Путь от Аксуата до Семея и Усть-Каменогорска на автомобиле занимает 4–5 часов, до Алматы и Нур-Султана – почти сутки, в то время как на самолете можно было бы долететь менее чем за час. По­этому проект очень актуален. По нашим оценкам, будущий пассажиропоток будут формировать как минимум жители трех райо­нов: Тарбагатайского, Кокпектинского и Зайсанского. Согласно предварительным расчетам, по направлениям Аксуат – Алматы и Аксуат – Нур-Султан будут вылетать 2–3 рейса в неделю по 30–40 человек, в Семей – по 4–5, в Усть-Каменогорск – 3 рейса. Возможно, в летний период будет спрос на авиарейсы в Урджар, на побережье Алаколя.

Нельзя не отметить, что у таких отдаленных районов всегда была потребность в грузовых авиаперевозках. Особенно это касается доставки медикаментов и других срочных грузов, а также транспортировки продукции агропромышленного комп­­лекса. В Тарбагатайском районе традиционно хорошо развивается сфера животноводства, и в дальнейшем может возникнуть спрос на авиа­перевозки в целях обеспечения импорта-экспорта живого скота. Поэтому мы полагаем, что аэропорт существенно улучшил бы качество жизни жителей приграничных районов. Тем более что акимат области обещает рассмотреть предложение о субсидировании билетов, чтобы полеты были для сельчан доступны.